|
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект познавательной игры для воспитания толерантности у детей старшей группы «Как мы спасали солнышко»
Аудитория: заведующие детскими садами района Дата проведения: 18.05.2011 Подготовила: Воспитатель Харитонова С.Ю.
Цель: Закреплять физические, познавательно-речевые, творческие, изобразительные способности детей через игру.
Задачи: Развивать воображение детей, с помощью полученных знаний учить выстраивать сюжет игры. Закрепить знания о горных системах и животном мире гор. Упражнять детей в прыжках в длину, перестраивании колонны по сигналу, развивать ловкость, внимание. Учить ребят отображать в рисунках мелом впечатления об игре. Знакомить с играми разных народностей, русским фольклором, воспитывать толерантность. Способствовать укреплению дружбы и взаимовыручки.
Предварительная работа: Беседы о горных системах, животном мире гор, знакомство с туркменской народной игрой «Скачки», разучивание закличек.
Оборудование: Спортивное оборудование детской площадки, карта участка с обозначенным путём, плоское изображение солнца, сундук, скакалки, мяч, цветные мелки.
Ход игры: Ведущий: Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! Деревья зеленеют, травка пробивается, зацветают цветы. А благодаря чему происходят такие изменения в природе? Дети: Благодаря солнцу. Ведущий: Давайте порадуемся солнышку, подставим свои лица навстречу его лучам, закроем глазки и получим хорошее настроение. Забегает Кощей Бессмертный с сундуком. К.Б.: Ага, на солнышке греетесь? Дети: Да! К.Б.: А я живу в самой тёмной и мрачной пещере, которая находится в горе Дальней. Поэтому и настроение у меня всегда мрачное. Заберу я ваше солнышко, пусть и вам станет грустно. Убегает, роняет карту. Ведущий: Ну вот, ребята, унес Кощей наше солнышко, посадил его под замок. А сам потерял карту. Надо посмотреть, что здесь написано. Это дорога к его дому. А где живёт Кощей Бессмертный? Дети: В горе Дальней. Ведущий: А горы какие? Дети: Высокие, крутые, непроходимые, скалистые. Ведущий: Тогда нам самим туда не добраться. Давайте часть пути проскачем на лошадях. Сначала, судя по карте, мы должны добраться до горы Белоснежной. Туркменская народная игра «Скачки». Водящий становится в центр круга из играющих. Хлопая в ладоши, они скачут по кругу, изображая всадников. Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим. Тот, кто схватил платок, будет первым. Он нас и поведёт к горе Белоснежной. Дети «скачут» парами, сделав из скакалок вожжи.
Ведущий: Ребята, вот мы и добрались до вершины горы Белоснежной. Что-то я чувствую холод. Почему? Дети: Потому что в горах всегда холодно. Ведущий: Я предлагаю погреться. Встанем в круг, обнимемся. Самомассаж. Дети обнимаются и трут друг другу спинки, грея их.
Теперь нам никакой Кощей не страшен, потому что у нас появилось много разнообразных качеств. Какие мы? Дети: Мы сильные, ловкие, умелые, дружные, помогаем друг другу…
Ведущий: Посмотрим карту. Следующий пункт – гора Высокая. А она не зря так называется, эта гора очень крутая. И такую дорогу коням не одолеть. Кто же может нам помочь? Дети: Птицы. Ведущий: А каких горных птиц вы знаете? Дети: Грифы, стервятники, ягнятники, орлы. Ведущий: Сейчас мы превращаемся в стаю большекрылых горных орлов. А стая всегда строго построена. И её ведёт вожак. Я посмотрю, как вы умеете слышать команды вожака. Кабардино-балкарская народная игра «Стая». Водящий – вожак стаи – говорит следующие слова: «Птицы-птицы, выгнитесь дугой». Все в процессе ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Птицы-птицы, сделайтесь верёвочкой». Дети должны быстро взяться за руки и вытянуться, как верёвочка. Вожак убыстряет шаги по темпу песни. «Птицы-птицы, извивайтесь, как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Ведущий даёт команду: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д. Игра выполняется во всевозрастающем темпе. Ведущий: Вот мы и прилетели на гору Высокую. А впереди я вижу гору Тёмную. В ней и живёт Кощей Бессмертный. Но я думаю, что путь к горе не прост. Скорее всего, Кощей приготовил для нас какую-нибудь ловушку. Впереди я вижу ров, наполненный огненной водой, поэтому преодолеть его можно только с закрытыми глазами. Русская игра «Ров». Дети по очереди стараются перепрыгнуть «ров» с закрытыми глазами. Товарищи помогают ему, указывая, что делать: «Иди!», «Стой!», «Прыгай!».
Ведущий: Ребята, мы на месте у подножия горы Тёмной. Давайте позовём его, он не знает, что мы пришли. Дети зовут Кощея. Ведущий: А вот и он сам. Кощей, верни нам наше солнышко. К.Б.: Ещё чего! Я его на два замка запер. А замки не простые, волшебные. Сможете их открыть, тогда и посмотрим… 1-й замок – это загадки. Слушайте внимательно. Без крыльев летят, Без ног спешат, Без паруса плывут. (Облака)
Воет, свистит, ветки ломает, Пыль поднимает, с ног всех сбивает. Слышно его, да не видно его. (Ветер)
В тёмном небе великан Бьёт в огромный барабан. (Гром)
Это что там за стрела Небо чёрное зажгла? (Молния)
Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся, А едва появится – Взгляд отводим, прячемся. Уж больно оно яркое, И светлое, и жаркое. (Солнце) К.Б.: Молодцы! Это задание выполнили. Открыли первый замок. Но следующее посложнее будет. 2-й замок – армянская игра «Земля, вода, огонь, воздух». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-нибудь из играющих мяч, произнося при этом одно из четырёх слов – «земля, вода, огонь, воздух». Если водящий сказал слово «Земля», то игрок должен поймать мяч и быстро назвать какое-нибудь животное. Если названа «Вода», то игроки вспоминают названия рыб. Если водящий сказал «Воздух», то команда называет птиц. А если водящий крикнул: «Огонь!», то надо убрать руки, чтобы не обжечься. Затем мяч возвращается водящему.
К.Б.: Что ж, вы и с этим замком справились. Но вот солнце выходить не хочет. Попробуйте его так позвать, чтобы оно само вышло из моего сундука. Ведущий: Ребята, а как можно позвать солнышко? Дети: Закличками. Ведущий: А для чего служат заклички? Дети: Наши предки закликали песенками солнце, дождик, чтобы попросить нужную погоду. Тогда будет хороший урожай. Солнышко, выгляни! Красное, высвяти! Дам тебе я мёду целую колоду!
Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, дам орехов кучу!
Солнышко-солнышко, полети на облышко! Там твои детки кушают конфетки.
Пеки-пеки, солнышко, красное вёдрышко! Рано-рано играй, своих деток согревай.
Солнышко, покажись, красное, снарядись! Чтобы год от года давала нам погода: Тёплое летечко, грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, зелёного горошка.
Радуга-дуга, не давай дождя! Давай солнышка- колоколнышка!
Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче! С рожью золотистой, с пшеницею зернистой, С калиной-малиной, с красной рябиной, Во поле с цветами, в лесу с грибами. К.Б.: Чувствую, что солнышко хочет вернуться к вам. Придётся его выпустить. Отдаёт солнышко ведущему. Ведущий: Спасибо тебе, Кощей, что вернул наше солнце. Посмотри, какое оно красивое и яркое. Не будь таким сердитым, поиграй с нами. К.Б.: Хорошо, я тоже рад ласковому солнышку. Ребята, в моём сундуке ещё есть кое-что (Достаёт мелки). Это вам подарок. Ведущий: Ребята, давайте нарисуем на асфальте свои солнышки, какие вы придумаете. Дети рисуют на асфальте.
|
© detskijsad13 |