ГБДОУ детский сад №13 Петродворцового района СПб

тел. 428-66-47

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Материалы на данной странице представлены  учителем-логопедом высшей категории Белевич Т.М.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Маленькие дети часто произносят многие звуки НЕПРАВИЛЬНО. Если дефекты произношения не исчезают к 4-5 годам – значит, ребенок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители. Проверить, нормально ли ребенок слышит, очень легко. Надо сказать шепотом несколько предложений на расстоянии 5-7 метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке.

Важно определить также, правильно ли ребенок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки (Р-Л; Ш-С; Л-ЛЬ).

Предложите ему найти разницу в значении слов (мишка-миска, крыша-крыса, рак-лак, лук-люк и другие), попросите показать, как жужжит жук (Ж-Ж-Ж), пищит комар (З-З-З), и сказать, в каких словах живет жук (ежжик, жжелуди), а в каких комар (ззубы, ззонтик).

Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребенком - подними руку, или хлопни в ладоши, если услышишь звук (Ш,Ч,Р) в словах: шуба, очки, врач, рот, береза, машина. Ребенок может сам придумать слова с заданным звуком.

Правильному произношению иногда мешают и дефекты прикуса. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к врачу-ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребенка, может ли он совершать большой объем движений (вверх-вниз, вперед-назад, быстро щелкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как ее еще называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребенок не может поднять язык к небу, советуем обратиться к отоларингологу или к логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звуков (Р, Л, Ш, Ж, Щ). Спешить с ее подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребенок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.

Вот несколько таких упражнений:

  1. широко язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы;
  2. перемещать кончик языка в левый и правый угол губ;
  3. губы вытянуть в трубочку и растянуть в улыбку;
  4. при открытом рте кончиком языка гладить небо в направлении вперед-назад;
  5. медленно щелкать языком, растягивая уздечку.

Повторять упражнения по 8-10 раз 1-2 раза в день перед зеркалом.

 

НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Фонетико – фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

  1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например: шь – произносится  вместо звуков (сь, ч, ш) – тюмка, тяска, тяпка вместо сумка, чашка, шапка.
  2. замена одних звуков другими. Имеющими более простую артикуляцию обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более простыми. Например: Л употребляется вместо Р. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена Т и Д (табака вместо собака).
  3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции, или акустическим признакам. Ребенок, умея произносить Р, Л или С изолировано, в речевых высказываниях произносит «сторял стлагает доску» вместо столяр строгает доску. Подобный характер нарушений звуковой стороны речи  должен насторожить педагога и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности.   Это задания типа: - Определить разницу между правильным произношением звука с собственной и чужой

речи. Нередко дети не улавливают различие между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из - за ослабленного слухового контроля.

Например: - воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па. Затруднения при произнесении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков.

- выделить определенный звук из «цепочки» звуков (С среди т,ц,ч,з,с,ш,р)

- выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (СА из за,ша,са,ча,ща)

- определить наличие звука в слове (С в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука)

В подобных заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребенок реагирует определенным действием (поднимает руку, фишку или картинку), если услышит заданный обусловленный звук.

Названные задания позволяют с большой определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.

         Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

Дети затрудняются:

1. В выделении первого гласного, согласного звука.

2. В подборе картинок включающих этот звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названии которых есть нужный звук.

3. В самостоятельном придумывании и названии слов с заданным звуком.

         Своевременное выявление детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

         В фонетико – фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

  • Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень Фонетико-фонематического недоразвития.
  • Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной  артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.
  • При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различают отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

 

«Поиграем с язычком»

Звуки  «С - СЬ, З - ЗЬ, Ц»

При произнесении звука «С» передний край языка упирается в нижние зубы, струя воздуха выдыхается без голоса, а при произнесении звука «З» - с голосом (для контроля руку положите на гортань, чтобы почувствовать ее напряжение). Если язык у ребенка просовывается между зубами, то его переднюю часть попробуйте придержать за нижними зубами деревянным шпателем или черенком чайной ложки. Можно также попросить ребенка произносить звук со сжатыми зубами. Язык упирается при этом в основание нижних зубов. Постепенно зубы можно слегка раздвигать.

Если звуки «С» и «З»  ребенок произносит как мягкие шипящие (санки - щянки, зубы - жюбы), то попросите его прикусить кончик языка, а затем разжать зубы, не меняя его положения, и выдохнуть, сопровождая выдох звуком. Через несколько занятий, когда язык легко занимает необходимое положение, кончик языка необходимо завести за нижние зубы. Если звук в изолированном варианте произносится легко, без затруднений, то пора переходить к его отработке в слогах, сначала прямых (са, со, су, за, зо, зу), затем обратных (ас, ос, ус, аз, оз, уз), в положении между гласными (аса, осо, усу, аза, озо, узу), в словах в начале слова – сад, сок, сук, в конце – квас, нос, вкус, в середине – миска, носок, весы. Речевой материал – стихи, песенки, сказки, потешки, рассказы подбираются так, чтобы он был насыщен звуком, произнесение которого он осваивает.

При постановке мягких «СЬ», «ЗЬ» язык напряжен больше. Передний край его с силой упирается в основание нижних зубов.

           Отработав звук «СЬ», легко усвоить и звук «Ц», если быстро и слитно произносить «ТС». Звук «Ц» закрепляют с начала в обратных слогах (ац, оц, уц), а затем в прямых (ца, цо, цу). 

 

Звуки «Ш, Ж,Ч, Щ»

I–й способ: произношения звука «Ш»:

 поднять  язык в виде чашечки к передней части твердого неба , образовав щель и дуть на кончик языка.

II-й способ:

 произносить «С» одновременно поднимая язык за верхние зубы черенком чайной ложки или деревянным шпателем. Щеки ребенка сожмите пальцами  и попросите его губы вытянуть вперед в виде рупора.

Звук «Ж» произносят, включая голос: вместо «Ш» можно произносить звук «З».

Если попросить ребенка повторить несколько раз «ТЬ», отодвигая в это время кончик языка от верхних зубов в глубь рта, то получится звук «Ч». Губы должны быть выдвинуты вперед. Звук закрепляют начиная с обратных слогов (ач, оч, ич).

Звук «Щ» формируется, если предложить ребенку длительно произносить мягкое «Ш» (шьшьшьшь).

 

  Звуки «Л», «ЛЬ»

Твердые звуки «Л» и «Р» наиболее трудные: ребенок начинает правильно произносить эти звуки иногда к 6 годам и даже позже. Но упражнения надо начинать с 4-5 лет.

Нередко звук «Л» ребенок произносит искаженно (лампа - уампа, йампа, лямпа, вампа, иампа). Правильное положение органов речи следующее: губу и зубу разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые проходы.

Наиболее простые упражнения для тренировки произнесения

звука «Л»:

  1. Широко открыть рот и длительно произносить «А» и постепенно закрывать рот, прикусывая кончик языка. Арии этом будет слышен звук «Л».
  1. Широкий кончик языка прикусить зубами, погудеть и не меняя положения языка произносить «А» или «Ы». При ускорении  темпа получится ла-ла-ла, лы-лы-лы.
  1. Из положения между зубами перевести язык за верхние зубы.
  1. Произносить «Ы» и поднимать язык к верхним зубам.

При правильном произнесении «ЛЬ» язык напряжен, кончик языка с силой упирается в основание верхних зубов.

 

Звуки «Р», «РЬ».

         Вариантов дефектного произнесения звука «Р» много (боковое, горловое, губное). При правильном положении органов речи губы и зубы открыты, язык в форме чашечки поднят к альвеолам (бугорки за верхними зубами. При прикосновении с ними язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого воздуха).

         Наиболее доступные для самостоятельной работы способы постановки звука «Р»:

  1. Легко нажимать на кончик языка шпателем с соской и длительно произносить джжжж.
  1. На выдохе быстро произносить звук - ттттт и заканчивать толчком-выдохом – тррр.
  1. Первым и указательным пальцами прижать к небу боковые края языка, оставив свободной середину языка. Пусть ребенок сделает глубокий вдох и выдувает воздух с включением голоса. Повторяя упражнение, надо увеличивать напор воздуха, в результате слышится тррррр.
  1. Мягкий звук «РЬ» произносится с некоторым продвижением языка вперед и вверх, с прижиманием боковых краев языка к боковым зубам.

                     Занимайтесь ежедневно не менее 2-х раз по 15-20 минут.

Помните, что, разговаривая с ребенком, нельзя копировать его дефектное произношение.

Будьте внимательны к себе: ребенок подражает взрослым и может перенять небрежность, торопливость, нечеткость вашей речи.    

© detskijsad13

Конструктор сайтов - uCoz