ГБДОУ детский сад №13 Петродворцового района СПб

тел. 428-66-47

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Версия для слабовидящих Дети как дети: обычные и особые. Особенности 

КАК ЗАУЧИВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. В 5-6 лет дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; сюрприз для кого-то, кто значим для ребенка и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, т.е. когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Надо вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.

Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения.

Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл.

Чтобы ребенок понял стихи, необходимо объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, обращение к опыту детей, наблюдения в природе и др.

При заучивании с детьми стихов стоят две задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
  2. Учить детей читать стихи выразительно.

Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно, монотонно, бубнит или тараторит. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.

 

Не следует требовать полного запоминания стихотворения с первого раза. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения (можно попросить ребенка рассказать стихотворение для любимой игрушки, для кого-нибудь из членов семьи, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах).

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Перед разучиванием стихотворения надо заинтересовать ребенка и создать у него настроение. Для этого проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. После такой беседы Вы выразительно читаете стихотворение и повторяет его. Перед повторным чтением предупредите ребенка о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проведите небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении.

За беседой вновь следует чтение. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Когда Вы разучиваете с ребенком стихи, не бойтесь объяснить, как выразительно прочитать стихотворение, охарактеризовать персонажей, чтобы подобрать нужные интонации. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Если ребенок читает невыразительно, можно вновь самому выразительно прочитать его.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания.

С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др. Например, можно провести речевую игру «Выдели слово в предложении»: попросить ребенка произнести предложение, каждый раз выделяя разные слова:

- На кормушку прилетели снегири.

- На кормушку прилетели снегири.

- На кормушку прилетели снегири.

Если вы заинтересовались, найдите в Интернете «Упражнения на технику речи».

Вот пример заучивания стихотворения с ребенком:

 

Заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет"

 

БЕСЕДА, чтобы заинтересовать ребенка.

Послушай загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).

Показать несколько или одну картинку на тему «Зима» и спросить: «Какое время года изображено на картинках? Почему, ты так думаешь?

- Скажи, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).

УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕХНИКУ РЕЧИ

- Представь, что ты снежинка, подул ветер и закружил ее. Ой, смотри, снежинки и на твоей руке; сдуй ее. Можно положить на ладошку ребенку кусочек ваты или салфетки. (Так вы отрабатываете речевое дыхание).

· Вдох носом, выдох через рот.

· Кратковременный.

· Долгий (губы трубочкой).

- Давай скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВЗРОСЛЫМ

- А сейчас я расскажу тебе стихотворение. Слушай внимательно, обрати внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется «Снег идет».

Тихо-тихо снег идет.

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К нам дорожку проведем.

Выйдет мама на порог

Спросит: «Кто бы это мог,

Провести дорожку к нашему порожку?»

БЕСЕДА ПЕРЕД ПОВТОРНЫМ ЧТЕНИЕМ ВЗРОСЛОГО

(Затем Вы задаете вопросы по содержанию стихотворения).

- Как называется стихотворение?

- Как же идет снег?

- Какой снег?

- Что мы сделаем во дворе?

- От чего мы дорожку проведем?

- Кто выйдет на порог?

- Что она спросит?

- Давай мы с тобой выучим это стихотворение для …(мотивация –для кого или чего).Я буду читать стихотворение еще раз, а ты запоминай и шепотом за мной повторяй (читаете стих).

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ВЗРОСЛЫМ

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ РЕБЕНКОМ

 

Конструктор сайтовuCoz