Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект
Игра-путешествие с детьми старшего дошкольного возраста
«Юные пожарные спешат на помощь»
Аудитория: слушатели районных КПК по программе «Современные аспекты деятельности воспитателя ДОУ»
«Мнемотехника в работе с дошкольниками»
Дата проведения: 15.02.2012
Подготовил:
Воспитатель Харитонова С.Ю.
Цель:
Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
Задачи:
- Учить детей правильно вести себя в случае возникновения пожара.
- Закреплять знания о причинах возникновения пожара.
- Воспитывать гордость за людей профессии «пожарный».
- Развивать память, внимание с помощью мнемотехники.
Предварительная работа:
Экскурсия в пожарную часть.
Разучивание пословиц и поговорок разных народов об огне.
Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» и С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии:
Динамическая пауза с использованием самомассажа «Если кто-то гладил брюки…»
Подвижная игра «Юный пожарный»
Релаксация «Горящий камин»
Гимнастика для глаз «Как бежит вода по шлангу»
- Игровые технологии:
Игра-путешествие
Подвижная игра «Юный пожарный»
- Мнемотехника «Зашифрованное письмо», ассоциативный тренинг «Портрет»
- Экспериментирование «Горит – не горит»
- ТРИЗ – игра «Хорошо – плохо»
- Современные информационные технологии «Горящий камин»
Дети входят в группу под музыку «Про пожарных» для необходимого эмоционального настроя.
1 часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от инспектора Пожаркина. Как вы думаете, чем он занимается?
Дети: Тушит пожары, работает пожарным.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в письме. Он пишет: «Дорогие ребята! Я – инспектор Пожаркин. И я набираю команду юных пожарных, потому что нам нужна помощь. Я посылаю вам инструкцию, в которой указано, что вы должны знать об огне и профессии пожарных». (Воспитатель достаёт мнемотаблицу).
Скажите, понятна ли вам эта инструкция?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда нам нужно её расшифровать. Вы готовы это сделать?
2 часть
Воспитатель: Посмотрите, кто в центре?
Дети: Пожарный.
Воспитатель: Чтобы нам стать юными пожарными, необходимо много знать и уметь. Скажите, любой ли человек может стать пожарным?
Дети: Нет, человек должен быть смелым, находчивым, сообразительным, ловким, внимательным, решительным, быстрым, осторожным, он должен многое уметь.
Игра «Психологический портрет». Вместе с воспитателем дети выкладывают на стенде картинки с изображением качеств и эмоций, присущих людям данной профессии.
Воспитатель: Мы поняли, каким должен быть пожарный. А нужна ли ему специальная подготовка?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже пройти подготовку, чтобы расшифровать это послание. Отправимся в путь. На чём ездят пожарные?
Дети: На пожарной машине.
Воспитатель: А какого цвета пожарная машина?
Дети: Красного.
Воспитатель: Почему?
Дети: Чтобы её издалека видели другие машины и освобождали дорогу.
Воспитатель: Давайте построим машину и на ней доберёмся до первой стоянки – радиорубки.
Дети строят из стульев и игровых приспособлений машину, садятся.
Воспитатель: Поехали. А пока мы едем, давайте вспомним пословицы и поговорки об огне.
Дети: С огнём воюют, а без огня горюют – русская пословица.
Жжётся печь, её не тронь, потому что в ней огонь – украинская посл.
Малая спичка большой лес сжигает – армянская пословица
Дорого при пожаре и ведро воды – азербайдж. посл.
Малая искра большое пламя родит – молдавская посл.
Искру туши до пожара, беду отводи от удара – адыгейская посл.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, разные народы придумали эти пословицы и поговорки, а они говорят об одном, об огне.
Вот мы и приехали в радиорубку. Для чего она нужна?
Дети: Чтобы можно было передать нужную информацию.
Воспитатель: Вы правы. А я здесь хочу рассказать вам поучительную сказку. Закройте глаза и представьте, что происходит в этой сказке.
Сказка о весёлой спичке.
В одном небольшом городке жила спичка. Она была весёлой, шаловливой девочкой. И очень любила танцевать. Да так танцевала, что забывала обо всём на свете. Воспламенялась и загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, а выходя из дома – деревья, кусты, цветы, которые очень любила, всё, что попадалось ей на пути. Всё это сгорало. Люди стали бояться спички. Ей это не нравилось, потому что только люди могли дать ей жизнь, а могли и забрать её, залив огонёк водой. Пришла спичка к мастеру спичечных дел и попросила у него помощи. Ведь она хотела приносить пользу, а не вред. Мастер хорошо подумал и догадался, как помочь спичке. Он сделал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть. Это спичечный коробок. Домик получился просторный, и там поместились все спички-сестрички. С тех пор непослушная спичка живёт в своём домике и ей там не скучно. А выходит она для того, чтобы приносить людям пользу.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, что людям спичка приносила сначала, а что потом?
Дети: Сначала вред, а потом пользу.
Воспитатель: Вот и давайте разберёмся, в чём польза огня, а в чём вред.
Игра «Хорошо - плохо».
На доске висят два смайлика: один грустный, другой весёлый. Дети называют вред и пользу огня, возвращаясь к мнемотаблице и расшифровывая схематичные изображения вреда и пользы.
Воспитатель: Вы правы. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он творил чудеса – давал свет и тепло, а так же защищал от диких зверей. Но стоило оставить огонь без присмотра, как добро превращалось в беду, которую приносят пожары и по сей день. Скажите, а могли ли древние люди вызвать профессиональную помощь в борьбе с пожаром?
Дети: Нет, у них не было телефона.
Воспитатель: Скажите, а какие номера телефонов мы используем сейчас для того, чтобы вызвать пожарных?
Дети: 01 и 112.
Воспитатель: Посмотрите на нашу таблицу. Здесь изображены 2 телефона – мобильный и домашний. Мы с вами поняли и эту загадку инспектора Пожаркина.
А теперь я предлагаю вам размяться, ведь пожарный всегда должен быть в отличной физической форме.
Динамическая пауза с использованием ручных массажеров под песню «Если кто-то гладил брюки» из м/ф «Вера и Анфиса».
Воспитатель: Вот мы и приехали к следующей станции. Глядя на указатель, можно понять, что это картинная галерея. Давайте посмотрим, что же там. А на пути у нас пожарный шланг. Представьте, что по нему струится вода, она течёт медленно и точно по своему пути. Я вам предлагаю глазками повторить водяной путь. (Работа на офтальмотренажёре).
Вот и картинная галерея. Что это за картины?
Дети: Это правила поведения с огнём.
Воспитатель: Мне кажется, что вы их знаете. Давайте разберём, какие правила, к каким картинам подходят.
Дети:
Правило первое касается каждого,
Правило первое самое важное.
На улице и в комнате
О нём, ребята, помните,
Спички не тронь, в спичках огонь.
Правило второе легко запомнить можно –
С электроприборами будьте осторожны!
С утюгом и чайником,
С феном и паяльником.
Правило третье.
Не оставляйте включённым газ,
За газом нужен глаз да глаз.
Правило четвёртое.
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил, проверь.
Правило пятое.
Быть нельзя огня вблизи
Там, где краска, газ, бензин.
Правило шестое.
Хотим тебя предостеречь –
Костёр без взрослого не жечь!
Правило седьмое.
Кто огня не бережётся,
Тот скоро обожжётся.
Правило восьмое.
Запомнить должен каждый гражданин –
Звонить при пожаре на 01.
А если мобильный у вас под рукой,
Набирай 112 – не медли, не стой.
Воспитатель: Если мы будем соблюдать эти правила, то не произойдёт…
Дети: Пожара.
Воспитатель: Хорошо. А теперь я хочу проверить, обладаете ли вы другими качествами настоящего пожарного: ловкостью, быстротой, сообразительностью.
Подвижная игра «Юный пожарный». Дети проходят полосу препятствий, а в конце пути выбирают из корзины предметы, необходимые для тушения пожара.
Воспитатель: Все справились. Значит, вы обладаете необходимыми качествами. А вот обладаете ли знаниями? Проверим.
На столе – поднос для экспериментирования.
Эксперимент «Горит – не горит».
Воспитатель: Давайте проведём эксперимент. Что вы видите?
Дети: Свечи, вода, песок, вата, бумага.
Воспитатель: Как вы думаете, что из этих веществ горит, а что не горит?
Предположение детей. Проверка на подносе.
Воспитатель: Что у нас получилось? Какие вещества горят?
Дети: Вата, бумага.
Воспитатель: Можно ли этим потушить пожар?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чем можно?
Дети: Водой, песком, снегом.
Воспитатель: Этими веществами и пользуются пожарные. А если в помещении много бумаги, тряпок, ваты, то огонь очень трудно потушить. Поэтому нельзя захламлять своё жилище и рабочее место.
Обратите внимание на таблицу. Одно окно – горючие предметы, другое – негорючие.
3 часть
Воспитатель: Давайте сядем за столы и проверим, расшифровано ли письмо Пожаркина. Что он хотел нам сказать? (Работа с мнемотаблицей, разговор по каждой из ячеек таблицы, установление связей между ними).
Дети: Что такое огонь, как нужно с ним обращаться.
Воспитатель: Я хочу предложить вам последнее задание – повторить письмо инспектора на своих листах, а его письмо я отдам другим ребятам, чтобы те они могли его расшифровать.
Дети по памяти рисуют мнемотаблицу.
Воспитатель: А теперь я хочу вам показать не только опасность от огня, но и то, насколько он может быть домашним, ласковым, тёплым и нежным.
Релаксация «Камин».
Воспитатель: (под свет огня от горящего камина) Итак, скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии, какое задание? В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё? Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: А чему было посвящено наше путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: А я хочу в конце дать вам совет.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен,
Ребята, помните о том,
Нехорошо шутить с огнём.