версия для слабовидящих 
Творческое развитие детей средствами музыки
Занимаясь с детьми музыкой, очень много лет хочется отметить изменившиеся приоритеты родителей в стремлении развития детей.. Поэтому особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.
Прослеживается стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить.
Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Дети перестают восхищаться, удивляться, сопереживать. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать элементарное музицирование, будучи одним из наиболее распространенных видом детского творчества.
Совместное элементарное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально – творческой деятельности. Поэтому целью моей работы является: Творческое развитие детей средствами элементарного музицирования.
Отчётливо можно наблюдать, что музыкальные занятия, которые в обучении через творчество способствуют высвобождению первичной креативности детей, раскрепощают глубинные слои их психики, создают условия для эмоционального самопознания и самовыражения, значит, они должны занять особое место среди преподаваемых в дошкольных учреждениях предметов.
Дети - музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь, используя выражение П.Тюленева, "раньше, чем ходить". Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении всё больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон, либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Это прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция, развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня - это не только музыка, но еще и стихи. Кроме того, раннее пение - путь к развитию музыкальности. Именно ручеек хорошей песни рано или поздно приведет вашего малыша к хорошей музыке, как серьезной, так и лёгкой.
Однако при обучении детей пению необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Петь громко - не значит петь хорошо!
Несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до этого возраста дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь или, как выражаются музыканты, "сорвать". Поэтому маленьким нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду.
2. При совместном пении не заглушайте голос ребенка.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка спойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать его голос. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
3. Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.
Это важно. Ребенок, особенно маленький, не уверен в своих возможностях, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом, или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
4. Используйте игрушки и рисунки.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню "Зайка", возьмите игрушку-зайку и сопровождайте пение песни его движениями. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку, положите перед ребенком рисунок деда мороза, снегурочки, или просто зимний пейзаж. Песенку о лете проиллюстрирует летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе - изображения этих животных. Это помогает маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
Музыкальный руководитель Урбаньски Ирина Аркадьевна