Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект
сообщения на тему: “Пойте детям колыбельные песни!”
Мероприятие проводится в рамках семинара – практикума для воспитателей групп раннего возраста по теме: « Особенности работы с детьми раннего возраста в рамках образовательной программы дошкольного учреждения»
Аудитория: слушатели семинара – практикума
Дата проведения: 22.11.2012.
Подготовила воспитатель Бровцина О.С.
Цель:
Систематизировать знания педагогов о малой форме русского народного фольклора – колыбельных песнях.
Задачи:
- Расширять знания педагогов о роли колыбельных песен в воспитании детей раннего возраста.
- Познакомить с историей появления куклы-младенца и технологии ее изготовления.
- Побуждать педагогов использовать в своей работе малые формы фольклора.
Используемые технологии:
Игровые, коммуникативные, здоровьесберегающие.
Участники: воспитатели
Ход
Сообщение на тему: “Пойте детям колыбельные песни!”
“Баю – баюшки – баю, баю милую свою…”.
Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя! Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека – матери.
К сожалению, в наше время слишком многие дети выросли без этого простого и вечного, как сама жизнь – общение через напевное слово. Оттого так много людей злых, нервных, запуганных, что человек в младенческом возрасте брошен на произвол могучих сил, наступающих на него из окружающего мира. Даже в самых благополучных семьях люди не осознают того, что лишая младенца общения через колыбельную, они обретают его душу на мучение. И потому он так жалобно кричит, засыпая, и еще жалобнее кричит, пробуждаясь ото сна. Некоторые родители считают, что оставлять засыпающего ребенка одного полезно, это его закаляет. В старину было не так: уж как заняты были крестьяне, а находили возможность сделать так, чтобы сложный для детской психики момент засыпания ребенка и пробуждение его ото сна младенец проходил не один, а с помощью напевного слова. Сами не могли, обязательно нанимали няньку – старушку, а то и смышленую девочку-подростка.
Народная педагогика придает особое значение воспитанию малыша в состоянии покоя. Этому способствует тесное, нежное общение взрослого и ребенка в момент засыпания. Важно и то, что на границе между сном и явью ребенок легко усваивает и богатства напевной родной речи, и многие истины, важные для его будущей жизни. Опыт показывает, что тексты колыбельных песен запоминаются младенцем буквально с грудного возраста; они звучат в числе первых слов ребенка, начавшего говорить.
Однако, прежде чем зазвучит над засыпающим ребенком нежный напев колыбельной, нужно его настроить на сон, снять напряжение, помочь расслабиться. Обычно, уложив малыша в кроватку, мать или бабушка крестили его словами “Господи благослови!”, а затем приговаривали, поглаживая дитя по головке, по ручкам:
Спи, дитятко, не беспокойся,
Никого во сне не бойся.
Кругом ангелы стоят, тебя хранят.
Бог тебя любит и маму приголубит.
А вот еще присловье, чтоб бессонница не привязалась к малышу:
Не я качаю, качает матушка ночная усладушка –
На сон, на угомон, на Божью милость.
Спи по ночам, да расти по часам!
Деревенские бабушки замечали, когда детка начинает зевать: хочет спать, но не может успокоиться, расслабиться. Тогда зевающего малыша гладили по головке и приговаривали:
Первый хамочек – на потолочек,
А другой – на стенку,
А третий – в постельку.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания сердцебиения матери и ребенка играет важную роль в их душевном единении. Для такой внутренней настройке слова и образы песни проникают в глубину души маленького ребенка. Через колыбельную у ребенка формируются потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песни ребенок получает первые представления об окружающем мире: предметах, животных, птицах.
В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире.
Висит колыбель на высоком крюку,
Крюк золотой, ремни бархатные,
Колечки витые, крюки золотые.
Колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.
Баю – баюшки – баю, не ложися на краю…
Когда дети становятся старше, им поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые задачи. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельные песни заранее дают ребенку простейшую схему мира, знакомят с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь. Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, если станет плохо – ему помогут, его не бросят.
Отдельные образы, фрагменты текстов из колыбельных песен можно использовать при игре с куклами. В старину первую простенькую куколку делали из свернутого тряпичного или соломенного жгута, запеленатую как младенец, и без лица малышка получала, едва научившись ходить. Такую подружку – “дитю” можно было баюкать, уютно, прижимая к себе, и укладывать спать рядом с собой. Дальше, когда девочке исполнялось лет 5-6, старшие сестры или бабушка делали уже более сложную куколку – из двух жгутиков с ручками и пышной грудью матери-кормилицы.
Объяснение способа изготовления куклы-младенца из ткани (описание изготовления см. в книге Е.И. Якубовская “Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников”, СПб, 2008 г.)
Пойте детям перед сном – пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное – с любовью.
Используемая литература:
Интернет
О.Л. Князева, М.Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, СПб, “Детство-пресс”, 2008 г.
Е.И. Якубовская “Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников”, СПб, 2008 г.
Е.И. Якубовская “Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей”, СПб, 2008 г.

